Формы шрифтов «нового
стиля», к которым относят шрифты Бодони, несмотря на то, что многими
современниками они воспринимались как экстремальные, пользовались огромной
популярностью. Почти всё последующее столетие применялись подобные шрифты
и их многочисленные декоративные вариации. В связи с массовым производством
и сменой моды и стилей в искусстве изначальное качество рисунка и чистота
типографики были утеряны. Как реакция на засилие шрифтов «нового стиля»,
началось активное движение по возрождению шрифтов «старого стиля». В
это время чистота и элегантность классицистической антиквы воспринималась
как холодность и безжизненность, а ритмичность как монотонность. Шрифты
«старого» и «переходного» стилей стали активно применяться во всех видах
печатной продукции, особенно в книжной. Но по прошествии двух веков
современные варианты этих шрифтов вновь активно используются в типографике
во всех видах печатной продукции. Особенно активно они применяются в
журнальном дизайне, рекламе, в основном в качестве заголовочных и акцидентных,
используя все преимущества данного стиля.
Шрифты Бодони визуально
как будто люминисцируют благодаря сильнейшему контрасту между основными
и соединительными штрихами. Рисунок подлинных шрифтов Бодони характеризуется
небольшим скруглением засечек в месте присоединения к основным штрихам,
хотя многие позднейшие копии игнорируют эту особенность. Общий рисунок
знаков живой и гармоничный. Вертикальная ось овалов дает ощущение математической
точности литер, а по отношению к росту строчных знаков верхние и нижние
выносные элементы кажутся довольно длинными. У строчных знаков левосторонние
засечки заметно прогнуты, а каплевидные окончания по форме стремятся
к окружности (ил.). Курсив Бодони соответствует по форме, пропорциям
и построению прямому начертанию и так же гармоничен.
Энциклопедия шрифтов
Джасперта, Берри и Джонсона (Jaspert, Berry, Johnson, Encyclopaedia
of Type Faces, 1970) упоминает 2 основных современных версии шрифтов
Бодони производства фирм ATF и Bauer. Наиболее важное
воспроизведение шрифта Бодони в современной типографике - это версия,
разработанная в 1911 году Моррисом Бентоном (Morris F. Benton)
для фирмы American Type Founders/ATF. Как и во многих своих шрифтах,
Бентону удалось передать дух первоисточника, в частности шрифтов самого
Бодони, и в то же время создать рисунок, выдерживающий применение различных
технологий печати того времени. Фирмы Monotype, Haas, Linotype, Ludlow,
Berthold и другие повторили ее с небольшими изменениями.
Выпущенный в 1926
году фирмой Bauer шрифт Бодони приписывается Генриху Йосту (Heinrich
Jost, 1889-1949), который в 1922 году стал арт-директором фирмы. Спроектированный
шрифт, возможно, ближе всего по духу к настоящим шрифтам Бодони, особенно
крупнокегельным вариантам, с их чуть скругленными засечками, ясным контрастом
и деликатными переходами от тонких штрихов к широким.
Следующая версия
Бодони, выпущенная фирмой Berthold в 1986 г. для фотонабора, нарисованная
под руководством её художественного директора Гюнтера Герарда Ланге
(Gunter Gerard Lange), была спровоцирована заказом известной компьютерной
фирмы IBM.
Карл Герстнер выбрал шрифт Berthold Вodoni 1930 г. выпуска в
качестве фирменного шрифта IBM, но для воспроизведения с помощью современных
цифровых и фотонаборных технологий старая версия уже не подходила.
И тогда Ланге перерисовал
шрифт, основываясь на подлинных рисунках шрифтов Бодони 14 кегля, имеющихся
в Manuale Tipografico 1818 г. издания. В результате получился шрифт,
очень близкий по рисунку к шрифтам Бодони, которые по ряду причи не
рассматривались в начале века как основа для переработки. Шрифт был
назван Berthold Bodoni Old Face и выпущен в 8 начертаниях, включая
прямые и курсивные начертания в нормальном, жирном и полужирном, а также
капитель в нормальном прямом и курсивном начертаниях.
На этом процесс
возрождения шрифтового наследия великого мастера не закончился. Не так
давно, в 1994 году группа дизайнеров под руководством Самнера Стоуна
(Sumner Stone) на основе изучения сохранившихся шрифтов Бодони и их
оттисков разработала для фирмы ITC новый цифровой вариант под названием
ITC Bodoni, который воспроизводит реальные рисунки Бодони для
кеглей 6, 12 и 72. История проекта такова.
В августе 1991
г. Холли Голдсмит (Holly Goldsmith) и Дженис Прескот
Фишман (Janice Prescott Fishman), шрифтовые дизайнеры из фирмы Xerox
Corporation, Аллан Хэйли (Allan Haley), исполнительный вице-президент
ITC и Айлин Стризвер (Ilene Strizver), директор шрифтового развития
ITC, а также знаменитый шрифтовой дизайнер и владелец фирмы Stone
Type Foundry Самнер Стоун прибыли в Парму. Они побывали в музее
Бодони, тщательно изучили металлические пуансоны, гравированные рукой
маэстро, и просмотрели наиболее известные из тысяч книг, набранных и
изданных им за свою жизнь.
Во времена фотонабора
стало сложившейся практикой не утруждать себя учётом пропорциональных
и прочих изменений рисунка шрифта, в зависимости от применяемого размера,
а создавать один размер шрифта и потом лишь масштабировать его в различных
пределах, что приводило к большим потерям в качестве рисунка. Впоследствии
это стало нормой и для цифровых шрифтов.
В проекте ITC Bodoni
была поставлена цель возродить старые традиции. По приезде в Америку
к работе был привлечён известный шрифтовой дизайнер и каллиграф Джим
Паркинсон (Jim Parkinson). Не удовлетворившись увиденным и приобретённым
в Парме, разработчики изучили все наиболее сохранившиеся книги Бодони,
имеющиеся в США, особенно знаменитое Manuale Tipografico, изданное в
Парме в 1818 г. вдовой мастера. Руководил проектом Самнер Стоун, он
же был дизайнером крупнокегельного курсива. Холли Голдсмит спроектировала
прямые начертания, основанные на шрифте Filosofia Bassano, а
Джим Паркинсон нарисовал курсив для мелкого кегля. Дженис Прескот Фишман
создала прямые начертания для крупнокегельного набора, базирующиеся
на шрифте Papale.
И вот 23 августа
1994 г. был завершён проект ITC Bodoni, включающий в себя три
группы шрифтов:
ITC Bodoni Seventy-two
в четырёх начертаниях — шрифт для акцидентного, крупнокегельного набора.
ITC Bodoni Twelve
в четырёх начертаниях — для основного текстового набора
ITC Bodoni Six
в четырёх начертаниях — для набора текстов в мелком кегле. Также выпущен
набор орнаментов ITC Bodoni Ornaments.
В начале 1996 г.
ITC Bodoni Seventy-two пополнился акцидентным курсивом с росчерками
Italic Swash.
В итоге, в отличие
от современных версий Бодони, основывающихся на геометричности формы,
создан исторический шрифт, более или менее верно передающий рисунок
знаков, созднных 200 лет назад самим мастером.
Правда, о полной
историчности шрифта говорить сложно, поскольку метрическая система у
Бодони была своя, да и современное понятие гарнитуры, включая сложившееся
количество и вид начертаний, сложилось гораздо позже.
По этой причине
дизайнеры постоянно находились перед проблемой
выбора формы из обширнейшего наследия Бодони и изменения рисунка, исходя
из требования выбранной системы и данного начертания. Кроме того, ради
большего соответствия друг другу промежуточные начертания ITC Bodoni
Twelve созданы путём интерполяции крайних начертаний, ITC Bodoni
Seventy-two и ITC Bodoni Six. Хотя, конечно же, была проведена
существенная доработка формы и шрифт получился весьма соответствующий
источникам, говорить об историчности тут ещё сложнее.
И тем не менее
следует отдать должное создателям этого проекта, учитывая, что это первый
столь полный опыт возрождения исторических форм и традиций, особенно
в области классицистических шрифтов.
В настоящее время
в фирме ParaType разрабатывается кириллическая версия этого шрифта.
В начале XIX века
для российских типографий активно поставлял свои шрифты Фирмен Дидо.
Бодони редко изготовлял шрифты на заказ, в основном используя их для
печати собственных изданий. Судя по тому, что в печатных русских изданиях
того времени сделанные им кириллические шрифты замечены не были, по
всей видимости, они изготовлялись не вследствие реального заказа, а
из любви к искусству. В связи с этим, вплоть до 80-х годов XX века в
качестве шрифтов классицизма у нас активно применялись шрифты Дидо и
их многочисленные вариации. Ведущие западные фирмы часто имели свои
версии кириллических шрифтов. Первые русские версии Бодони, по всей
видимости, появились у фирм Бертольд (1967) и Монотайп.
Monotype Bodoni
грешит ошибками, типичными для западных людей, пытающихся сделать кириллическую
версию латинского шрифта. Это падающее вправо прописное У,
механически
прикреплённый тильдообразный хвост у строчного б;
странные, приставленные не к тому месту хвосты у курсивных ц
и щ; разные, не в меру прямоугольные для подобного
шрифта как строчные, так и прописные Д и Л,
более характерное для Дидо, чем для Бодони отсутствие засечки в верхнем
соединении левого тонкого горизонтального штриха и т.д. Также бросается
в глаза несбалансированность многих знаков в отдельных начертаниях по
цвету и ширинам. Например, среди строчных в прямом начертании сильно
узкие г, к, я,
широкое ф, в курсиве непомерно широкое ж,
узкое б, очень светлое г,
и многое другое.
Berthold Bodoni
(H. Bertold AG 1967), как и другие кириллические шрифты этой фирмы,
заметно лучше версии Монотайпа, и вообще может считаться лучшей западной
версией шрифтов этого стиля. Он имеет ряд шероховатостей, например лунообразный
диакритический знак над Й (как строчной, так и
прописной), широкое строчное ф, сильно выступающий
вправо хвост у Ъ. Можно ещё говорить об отдельных
знаках, но в целом шрифт достаточно прилично смотрится в наборе.
В России первым
шрифтом, действительно близким по рисунку к Бодони, можно считать Тип
Бодони, сделанный в ОНШ (Отделе наборных
шрифтов) НИИ Полиграфмаше в конце 70-х годов для фотонабора.
Авторы шрифта — Светлана Ермолаева и Людмила Ерошкина
основывались на рисунках шрифта Бодони фирмы Agfa Compugraphic
для текстового набора. Сложившаяся в то время в ОНШ практика предписывала
не копировать впрямую выбранный образец, а создавать некий рисунок по
мотивам. Рисунок латинской части во многих шрифтах того времени, вероятно,
вызвал бы большое удивление у западных тайпдизайнеров. В связи с этим
в данной версии много знаков, не свойственных настоящему Бодони. Например,
барочный хвост у Q с каплей на конце; G
с коротким правым вертикальным штрихом, с остроконечным завершением
внизу, характерным более для шрифтов Дидо; незамкнутая нижняя петля
у g. Да и рисунок шрифта в целом был несколько
грубее своих предшественников. s
ПТ Бодони(tm).
Гарнитура разработана в фирме ParaGraph в 1989 г. (дизайнер Александр
Тарбеев) по мотивам современных вариантов шрифтов Бодони.
За основу был шрифт
Тип Бодони. Он был значительно облагорожен, приобрёл большую контрастность,
чистоту и соответствие реальным рисункам Бодони. При этом шрифт сохранил
некоторые родимые пятна своего прототипа, прежде всего это незамкнутая
нижняя петля у g и барочный хвост Q.
Узкое и декоративные
начертания были добавлены в 1993-97. Шрифт существует во всех кодировочных
таблицах, для набора на языках, использующих латинскую и кириллическую
графику, а также для набора со знаками старой русской и старославянской
орфографики.
NewBodoni
разработан в фирме SoftUnion (дизайнер Никита Всесветский).
Это одна из первых
цифровых версий Бодони, созданная в период с 1993 по 1995 г. По этой
причине как техническое, так и художественное качество её оставляет
желать лучшего.
Шрифт состоит из
4 начертаний: нормальное, курсивное, жирное, жирное курсивное.
За основу был взят
рисунок шрифта, близкого к версии Linotype Bodoni 1914 г. По
этой причине шрифт ценен прежде всего латинской версией, хотя и в ней
есть некоторые странности, например, резко выподающие по насыщенности
в прямом начертании строчное и прописное S. Как
особенность кириллической версии, следует назвать латинскую форму К,
и как её отражение Ж в строчных и прописных. Характерным
отличием также могут служить странные формы строчных курсивных в в размер
прописных и д, со свисанием вниз, а также верхняя
односторонняя засечка у ю. Далее можно добавить
ошибки, типичные для западных людей, проектирующих кириллицу, а также
видимое отсутствие профессиональных навыков в данной области. Это и
оквадраченный, странной формы хвост у строчной б;
и несбалансированные, падающие з и э
с тяжёлыми каплями сверху; и прямоугольные, без засечек в верхнем соединении
светлых штрихов, нетипичные для данного шрифта Д
и Л (как строчные, так и прописные) и многое другое.
Многие знаки визуально выпадают в наборе из за несбалансированности
по цвету и ширинам. К счастью, по происшествии времени, подобного качества
шрифты можно видеть всё реже и реже.
Шрифт существует
в неполной кириллической кодировке.
Borjomi
(DoubleAlex Font Studio)1993, дизайнер Алексей Чекулаев.
Целое семейство,
которое включает в себя 6 обычных и 5 декоративных начертаний. Но это
не совсем Бодони. По сути своей под одним именем обьединены различные
типы классицистической антиквы и более поздние декоративные интерпретации.
Именно Бодони здесь могут считаться Borjomi Book и Borjomi в 4 начертаниях:
нормальное, курсивное, жирное, жирное курсивное.
Так же, как и в
версии SoftUnion, за основу был взят рисунок шрифта, близкого к версии
Linotype Bodoni 1914 г. Кроме хорошей латинской версии, и кириллическая
на порядок выше по качеству версии SoftUnion. Хотя и здесь много неясностей
в форме знаков. Прямое начертание смотрится сравнительно неплохо, но
в курсиве возникает множество вопросов. Верхний выносной элемент у д
выглядит обрезанным и недоделанным, явно маловат и недотянут свисающий
элемент у у, вызывает сомнения активная по цвету
и форме г. Но в целом это одна из лучших версий
настоящего Бодони, сделанного непосредственно в России.
Шрифт существует
в полной кириллической кодировке.
Подведём итоги.
Множество шрифтов,
носящих имя Бодони, продолжает активно и широко применяться в современной
типографике. В рекламной и газетной продукции они обычно функционируют
как акцидентные. В текстовом наборе крепкая структура знаков Бодони
позволяет получать замечательные текстовые страницы. На российском рынке
пока нет нормальной версии Бодони, более или менее адекватной латинским
аналогам. Есть качественная версия ПараТайпа, но это не совсем
Бодони, Есть настоящий Бодони (Боржоми) фирмы DoubleAlex,
но качество рисунка не столь высоко, как хотелось бы. Нам остаётся пользоваться
тем, что есть и ждать, когда кто-нибудь выпустит, наконец, настоящий
Бодони, удовлетворяющий самым взыскательным требованиям.