Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого
стиля. С моей точки зрения, такой подход далек от реальности. Мне гораздо
ближе позиция современного канадского исследователя Роберта Брингхерста
(Robert Bringhurst), который в своей книге «The Elements of Typographic
Style» называет Times New Roman шрифтом, который имеет гуманистический
(то есть ренессансный) наклон осей овалов, но маньеристические пропорции,
барочную насыщенность цветом и острые неоклассицистические окончания.
В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов скорее уж
можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки
и суженные строчные явно напоминают некоторые шрифты начала ХХ века. В
сущности, Times из-за своей эклектичной формы очень напоминает некоторые
шрифты второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи Модерна, наподобие
нашей гарнитуры Литературной, бывшей Латинской.
Визуальный характер прямого
(Roman) светлого начертания (серия 327) определяется значительным контрастом,
очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми
засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными
осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более
узкими. В крупном нижнем полуовале строчного а внутрибуквенный просвет
расширен, но в других строчных, например, таких, как b, d, h, m, n, p,
q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы
имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот, достаточно
широки и алфавит в целом стремится к одноширинности. Прописные буквы с
круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты.
G, несмотря на
свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за
высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней
засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие
от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквu
с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние
остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких
знаках характерна для шрифтов не ранее начала XVIII века.
Жирное (Bold)
начертание (серия 334) в гарнитуре практически соответствует по ширинам
прямому светлому, имеет повышенную насыщенность и контрастность, что,
очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. Как пишет
Уолтер Трэйси в своей книге «Letters of Credit», это начертание загадочно,
поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма
из-за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких
букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r, тогда как в светлом начертании
аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого
стиля. Кроме того, строчные знаки жирного начертания пришлось сделать
чрезвычайно узкими для соответствия их ширин строчным светлого начертания,
в свою очередь, достаточно узких. В результате внутрибуквенный просвет
большинства строчных напоминает узкую вертикальную щель, засечки очень
короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе
к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает
ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин
знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения
как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Таймс»
в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием
набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины
его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное
начертание более близким по рисунку и пропорциям к основному, как и было
сделано позже при разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не
случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта,
что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.
Первоначально
в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные
буквы несколько более узкие, чем у прямого начертания, но по рисунку близки
к нему. Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней
горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные
v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. (В
шрифте Times Roman фирмы Linotype эта буква сохранила первоначальную форму).
Ширины знаков курсива соответствуют основному начертанию.
Жирный курсив
(Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он очень близок
к светлому курсиву и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому
жирному начертанию.