Обычно о создании шрифта Times New Roman сообщается следующее.
В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон (Stanley
Morison) был приглашен как консультант по типографике в старейшую лондонскую
газету «Таймс» (The Times) для улучшения ее облика. Его рекомендации сводились
к тому, что надо усовершенствовать верстку, но главное-заменить шрифт
основного набора. К этому времени газета уже более 100 лет набиралась
английским вариантом антиквы нового стиля, очень контрастным с тонкими
засечками. Пробный набор различными шрифтами показал, что существующие
гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме,
либо плохо читаются в кегле 9 пунктов. Тогда Морисон предложил cоздать
новую гарнитуру на основе хорошего исторического рисунка, подобно тому,
как фирма Monotype разработала свои шрифты Plantin, Baskerville и Perpetua.
В ответ руководство газеты, убежденное доводами Морисона, предложило ему
самому возглавить проект в сотрудничестве со штатным художником газеты
Виктором Лардентом (Victor Lardent).
Приняв это предложение, Морисон решил
не использовать выпущенный 4-мя годами ранее американской фирмой Mergenthaler
Linotype шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора, несмотря
на его популярность и удобочитаемость. Для него подобный шрифт ассоциировался
с бульварными газетами «для народа». Набор консервативной газеты «Таймс»,
которую читали министры и государственные деятели Англии, должен был выглядеть
иначе.
Под руководством Морисона была разработана новая гарнитура, предположительно
на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). По одним сведениям, Морисон
передал Ларденту серию собственных карандашных эскизов алфавита нового
шрифта, по другим, дал устное указание использовать в качестве модели
Plantin, заострив засечки, по третьим, в основе работы Лардента лежала
фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа
Плантена (Christoph Plantin), возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона
(Robert Granjon). Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип,
впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона. В начале
апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над оснасткой комплекта
знаков нового шрифта в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу поступили
два других кегля (7 и 5 1/2 пунктов).
В июне 1931 года рисунки и отливки
прямого начертания были переданы на фирму Linotype, которая должна была
изготовить комплект матриц для набора текста на линотипе. (Таким образом
Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype). К концу
этого же года новый шрифт в текстовых кеглях уже был передан в наборный
цех газеты «Таймс». Очевидно, это было прямое начертание вместе с курсивом.
Однако работа над заголовочными комплектами продолжалась до августа 1932
года. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября
1932 года. Получившийся в результате текстовый шрифт был достаточно близок
по рисунку и емкости к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен,
засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными
штрихами в буквах сильнее. Новый рисунок отвечал ожиданиям Морисона, который
хотел создать привлекательный текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью
и одновременно повышенной емкостью для печати на хорошей бумаге. Именно
такой респектабельный шрифт мог удовлетворить требования руководства газеты
«Таймс» и соответствовать методам ее производства, а также представлениям
ее читателей. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327), что
означает «Таймс Новый Прямой»-новый по отношению к прежнему шрифту газеты
«Таймс».
|


Стэнли Морисон (1889-1967). Карандашный портрет Уильяма
Ротенштейна, 1923 г.


Увеличенные буквы типичного газетного
шрифта кегля 7, которым набиралась газета The Times до разработки
шрифта Times New Roman.


Новый и старый
Times в металле. Иллюстрация из специального выпуска бюллетеня
The Monotype Recorder, посвященного внедрению нового шрифта в газете The
Times, 1932 г.
|