Кириллический Times
фирмы Monotype
Насколько можно судить, разработка греческих и кириллических версий
семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских
начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах Monotype
и Linotype. Точные даты и авторы этих разработок не всегда известны,
поскольку эти фирмы тогда не указывали их в своих каталогах шрифтов.
Во всяком случае, поскольку библиотека шрифтов фирмы Monotype включает
в себя по 4 основных начертания кириллического Times (Upright, Inclined,
Bold, Bold Inclined), можно сделать вывод, что они были созданы после
1956 года, когда был разработан латинский жирный курсив. Характерное
изменение терминологии начертаний по сравнению с латинской версией как
бы подразумевает, что курсивные начертания в кириллице на самом деле
наклонные (Inclined), что не соответствует действительности.
Шрифт был
разработан вначале для металлического (монотипного) набора, а затем
переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что
довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический
Times фирмы Berthold датирован 1967 годом, шрифт фирмы Monotype был
разработан ранее этой даты. С освоением в конце 70-х годов первого лазерного
фотонаборного автомата Lasercomp монотайповский кириллический Times
был переведен в цифровую форму, а с распространением в 80-х годах настольных
издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал
доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок
самого шрифта практически не изменился.
Кириллическая версия гарнитуры
Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит
для нас чужой и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно
был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими,
как Рената и Латинский, но не смог критически переработать форму их
знаков. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные
начертания, особенно курсивы, гораздо сложнее и соответственно получились
хуже.
Прямое начертание шрифта Times фирмы Monotype имеет характерную
форму букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и
прямые диагональные нижние ветви. Свисающие элементы у Д, Ц, Щ, д, ц,
щ как будто пририсованы к нижним засечкам, вместо того, чтобы присоединяться
к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой конструкции
свисающие элементы кажутся бессильно провисшими. Буквы Д, д имеют сильно
прогнутый левый штрих и похожи на аналогичные трапециевидные знаки в
гарнитуре Литературная (Латинская). Форма левого штриха у букв Л, л
(вертикальная, с изогнутым нижним концом и длинной растянутой каплей)
не очень согласуется с формой Д, д. Буквы Г, г, м, ю
слишком широки, а З, Ш, Щ, в, к слишком узки. Форма Ч, ч
не слишком удачна. Верхняя часть Ж выглядит слишком широкой,
развесистой и не согласуется с нижней.
У прописной Ф малы овальные части. Прописная Я
с прямой диагональной ногой имеет слишком сильную динамику влево и выглядит как зеркальное
отражение латинской R, что противоречит направлению чтения. Акценты
в буквах Й, й черноваты, хотя имеют близкую к традиционной форму с двумя
каплями на концах. В целом начертание выглядит не очень сбалансированным
по цвету и сильно колеблющимся по пропорциям, несмотря на во многом
удачное решение трудных кириллических букв б, д, ф, э.
Курсивное начертание
гораздо менее удачно как по цвету, так и по пропорциям по сравнению
с прямым, хотя некоторые буквы довольно приличны, например, б, а также
ж с зигзагообразной серединой. К сожалению, многие другие буквы имеют
неудачную форму. Буквы г, к слишком широки. Прямая диагональная нога
у к придает знаку жесткость и противоречит курсивному характеру строчных,
так же как и верхний диагональный штрих с двусторонней горизонтальной
засечкой, заимствованной из латинского k. Верхняя часть буквы ч слишком
напоминает аналогичный знак прямого начертания, что противоречит остальным
курсивным формам. Верхний выносной элемент у д кажется слишком жестким
и колючим. Буква в очень узкая.
Верхняя и нижняя части з несбалансированы,
как и изогнутые с каплями верхний и нижний выносные элементы у
ф, заимствованные
у латинского f. Буква л очень острая сверху.
Совершенно неудачна форма свисающих элементов у букв ц, щ.
Буква я имеет архаичную форму нижней
левой диагонали с каплей на конце. Прописные курсивные знаки повторяют
ошибки прямого начертания, кроме того, неудачно решена форма Д, Ж, К,
которая плохо согласуется с аналогичными знаками в прямом, а в букве
Э слишком короткий средний горизонтальный штрих.
Жирные начертания повторяют
ошибки светлых, прибавляя к ним дополнительные. Например, прямые Г,
Д, Л, г, д, л, т светлы по цвету и в наборе образуют дыры. Буквы ж,
ф наоборот, слишком черны. Неудачно решение свисающих элементов у ц,
щ, форма я. Жирный курсив тоже весьма неровен по цвету.
Тем не менее в целом это не самый худший кириллический Times, при не очень большой
требовательности к форме букв им можно работать.
Кириллический Times
фирмы Linotype
Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же 4-х основных начертаниях
(Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы
шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией
Times Ten фирмы Linotype. Сейчас именно этот Times встраивается во все
программные продукты Adobe. Рисунок кириллических букв практически не
изменился по сравнению с фотонаборной версией.
Кириллический вариант
шрифта Times фирмы Linotype в целом выполнен удачнее, чем монотайповский,
он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно считать, что
это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не
в России. Тем не менее при близком рассмотрении нельзя сказать, что
его знаки лишены недостатков.
Прямое начертание представляет другую
линию решения кириллических знаков в Times, где характерные буквы Ж,
К, ж, к в отличие от монотайповского решения с каплями имеют прямые
диагональные ветви с горизонтальными засечками, подобно латинской букве
К. Наиболее неудачна форма прописного У,
где диагонали соединяются слишком
высоко, из-за чего знак становится неустойчивым и падает вправо. Буквы
Д, д гораздо прямоугольнее, чем в монотайповской версии, поскольку их
левые штрихи почти вертикальны, без прогиба. Свисающие элементы букв
Д, Ц, Щ, д, ц, щ, как и в монотайповской версии, неправильно подсоединены
к горизонтальным штрихам и бессильно провисают. Буквы Л, Ш, Щ, Ю слишком
узкие. Овалы у Ф выглядят слишком маленькими по сравнению с остальными
прописными. У строчной буквы ъ слишком длинный горизонтальный элемент
слева вверху. Полуовалы букв ъ, ы, ь слишком малы по размеру. Строчная
э имеет неверный, в обратную сторону наклон оси овала и выглядит как
зеркальное отражение знака с. Акценты у Й, й
имеют неудачную, слишком
сложную форму с наплывом внизу и двумя маленькими каплями на концах.
Курсивное светлое начертание значительно ровнее, чем в монотайповской
версии. Прописные повторяют ошибки прямого начертания, в особенности
узкие Ж, Ш, Щ, Ю. Интересно, что прописные
З, Э, в отличие от прямых,
имеют капли на концах нижних штрихов слева. Строчной кириллический алфавит
на удивление удачен и гармоничен, в особенности по сравнению с монотайповской
версией. Особенно приятно смотреть на буквы б, в, к, ф, ц, щ, ь, э.
Строчная к имеет плавно изгибающиеся ветви, верхняя заканчивается каплей.
У ф прямой центральный штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней
внизу. Свисающие элементы у ц, щ хочется демонстрировать как пример
правильного решения. Строчная ж несколько узковата, но из-за своей крестообразной
середины она более технологична в мелких кеглях, чем зигзагообразный
монотайповский вариант. Буква л несколько широка.
У буквы з слишком
широкая, несбалансированная верхняя часть, как и у буквы ч.
Буква ъ
недостаточно сбалансирована из-за слишком прямой формы и длинного росчерка
слева вверху. Нога буквы я слишком параллельна ее основному штриху.
Акценты у Й, й напрасно повторяют форму акцентов прямого начертания.
Жирные начертания достаточно близки по форме к светлым и повторяют все
их недостатки, правда, свисающие элементы у ц, щ решены неправильно,
как в монотайповской версии: наверное, работал другой дизайнер.
Благодаря
взаимному лицензионному договору между фирмами Linotype и Adobe все
шрифты Linotype предлагаются также и Adobe, в том числе и все кириллические
версии Times.
Кириллический Times
фирмы Berthold
Гарнитура была выпущена в 1967 году в 3-х начертаниях (светлом, курсивном
и жирном) для фотонабора. По своему решению она очень похожа на вариант
фирмы Monotype с каплями у букв Ж, К, ж, к и со всеми его ошибками в
форме знаков. Основное отличие от монотайповского варианта в форме акцентов
у Й, й, которые повторяют форму нормального латинского бреве с наплывом
внизу в середине дуги и острыми концами без капель, что не характерно
для кириллической антиквы.
Прямое начертание имеет более сбалансированные
пропорции, чем у монотайповской версии. Это же можно сказать о курсиве,
за исключением слишком широкой строчной ж. Свисающие элементы у
ц, щ
очень неприятны, но в общем курсив лучше монотайповского и более узкий,
чем линотайповский. Жирное начертание также похоже на монотайповскую
версию, но лучше по пропорциям и более ровно по цвету.
В целом для зарубежной
разработки бертольдовский кириллический Times производит хорошее впечатление,
выгодно отличаясь по пропорциям и цвету от монотайповской версии и приближаясь
по качеству к линотайповской.
Кириллический Times
фирмы Letraset
Шрифт был предназначен для способа сухого перевода и с современной
точки зрения не отличался хорошим качеством формы. Он представлял собой
ухудшенный вариант кириллического Times фирмы Monotype (с каплями у
букв Ж, К, ж, к) и отличался удивительно неправильным строчным ф в светлом
начертании, которое походило на зеркальное отражение буквы р. Выпускался
в 2 прямых начертаниях (светлом и жирном) до 80-х годов, во времена,
когда фирма Letraset еще не купила ITC и не разрабатывала цифровых шрифтов.
Возможно, для этого шрифта был использован один из первоначальных эскизов
фирмы Monotype.
Кириллический Dutch
801 (Times) фирмы Bitstream
Цифровая гарнитура в форматах PostScript и TrueType. Выпускается в
4-х начертаниях (Regular, Italic, Bold, Bold Italic) и по рисунку очень
похожа на монотайповскую версию (с каплями у букв Ж, К, ж, к). Основное
отличие в форме курсивных строчных ф, которые имеют прямой центральный
штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней внизу, как у линотайповской
версии. В остальном шрифт имеет те же ошибки, что и монотайповский оригинал,
хотя работать им все-таки можно.
Кириллический CGTimes
фирмы Agfa (Compugraphic)
В 80-х годах, во времена, когда фирма Agfa еще называлась Compugraphic,
она выпускала фотонаборное оборудование, вместе с которым в нашу страну
попадали и некоторые шрифты. В частности, фотонаборный комплекс, работавший
в издательстве «Мир», был оснащен кириллическими версиями шрифтов CGTimes,
Helios (Helvetica) и некоторыми другими. Кириллическая версия шрифта
Times была очень похожа на монотайповскую, только была намного грубее
и имела 4 стандартных начертания (Regular, Italic, Bold, Bold Italic),
причем жирные версии были гораздо светлее монотайповских. Выносные элементы
строчных были крайне малы, форма знаков практически повторяла монотайповскую
версию (с каплями у букв Ж, К, ж, к) и имела те же ошибки. Сейчас, когда
Agfa купила Monotype, в ее шрифтовом каталоге Creative Alliance есть
цифровые кириллические версии монотайповского Times New Roman и линотайповского
Times Ten в форматах PostScript и TrueType, а собственная версия не
распространяется.
Кириллический Timeless
(Тимелесс) народного предприятия Typoart
В 80-х годах дрезденская фирма Typoart из ГДР выпустила собственную фотонаборную версию
шрифта Times под названием Timeless (дизайнер Вернер Шульце/Werner Schulze).
Его латинский вариант имел 5 начертаний, греческий-3 начертания, а кириллический-4
начертания. Шрифт в целом похож на линотайповский, но его жирные
начертания по форме знаков, пропорциям и контрасту соответствуют светлым,
в отличие от канонической версии Times. Его кириллический вариант тоже
напоминает линотайповский с диагональными формами Ж, К, ж, к, хотя они
и отличаются от латинского K горизонтальным присоединением диагоналей
к основному штриху. Акценты у Й, й во всех начертаниях представляют
собой обычное латинское бреве с острыми концами, как у бертольдовского
варианта. Прямые начертания имеют слишком прямоугольную форму знаков
Д, д и вертикальную засечку на среднем штрихе у строчной
э. Курсивы
очень похожи на линотайповские, только нога у строчной я архаичной формы
с каплей и у строчной ф
выносные элементы с каплями, как у монотайповского
шрифта. Свисающие элементы у ц, щ несколько светловаты, но в целом гарнитура,
пожалуй, превосходит по качеству разработки все перечисленные, включая
линотайповский. Очевидно, географическая и идейная близость позволила
дизайнеру глубже прочувствовать особенности кириллицы. К сожалению,
после слияния с ФРГ фирма Typoart закрылась, а права на ее шрифты купила
фирма URW из Гамбурга.
Кириллический Nimbus
Roman фирмы URW
Этот шрифт в 4-х начертаниях (Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic)
по форме гораздо ближе к традиционному Times, чем Timeless. Собственно,
он очень похож на улучшенный шрифт фирмы Linotype и почти не уступает
лучшим российским разработкам кириллического Times. Его можно было бы
рекомендовать среди всех остальных, если бы не забавные формы строчных
з, э в курсивах с каплей сверху слева. К сожалению, его дизайнер неизвестен,
да и сама фирма URW переживает не лучшие дни.
Кириллические Times
других фирм
На западном рынке сейчас можно встретить еще несколько вариантов шрифта
Times, но все они представляют собой либо линотайповскую версию (гарнитура
Moskva фирмы McCampus), либо шрифт Timeless фирмы Typoart, который сейчас
продает фирма URW под названием URW Roman Cyrillic и фирма McCampus
под названием Roman Cyr Turk, либо вообще ужасные поделки, такие, как
Serif фирмы Linguist Software или News фирмы Russian Type Foundry. Как
будто у небезызвестной фирмы Cassady & Green тоже был кириллический
Times, но про него лучше не надо, особенно на ночь...