ШРИФТ: КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА Художественная и графическая оценка шрифтов; правила построения шрифтов; шрифт как носитель информации, кодовые таблицы; технологические свойства шрифтов, принципы построения символов; надежность шрифтов. Юрий Ярмола |
Какие бывают шрифты? Хорошие и плохие. Попробуем разобраться, что их отличает друг от друга. А для начала попытаемся сформулировать, что же такое шрифт. Правила построения шрифтов формулируются на основе опыта, накопленного за столетия развития типографского искусства. Основным критерием графического качества шрифта, или его правильности, является удобство чтения текста, набранного этим шрифтом. Анализ системы зрения человека позволяет сформулировать два основных правила построения шрифтов (речь идет о текстовых шрифтах, которые используются для набора основного текста документа): Правило первое: Каждый символ шрифта должен заметно отличаться от других.
Понятно, что без выполнения этого требования шрифт теряет смысл, поскольку его основная, информационная, сущность как раз и состоит в передаче содержательной части текста, а легкость чтения определяется различимостью знаков шрифта, которая напрямую зависит от их графической уникальности, а также удобочитаемостью, то есть простотой восприятия больших знаковых массивов. Правило второе: Все символы должны быть чем-то похожи.
Может показаться, что это правило противоречит предыдущему. Но это совсем не так, и в этом как раз и состоит основная особенность шрифтов—уникальность изображения каждого знака и, вместе с тем, схожесть их рисунка. Причину, вследствие которой возникло это правило, понять очень легко: в процессе чтения текста человек привыкает воспринимать определенный способ построения знаков, как бы настраивается на него, и резкое изменение этого способа сбивает его, снижая скорость чтения и вызывая быстрое утомление.
Теперь рассмотрим подробнее информационную составляющую шрифта.
|
Кириллическая кодовая таблица фирмы ibm для windows |
Самые хорошие шрифты—это те, которые соответствуют кодовому стандарту, включающему наибольшее число символов. Лучше всего, если этот комплект символов позволяет осуществлять набор на нескольких языках, а также содержит все специальные типографские символы.
И в заключение рассмотрим технологические свойства шрифтов. Будем рассматривать цифровые шрифты, которые используются в современных издательских системах.
Первая группа свойств вытекает из качества реализации шрифта в соответствии с одним из форматов представления цифровых шрифтов. Ведь для того, чтобы шрифтом можно было пользоваться, необходимо не только чтобы он был правильно задуман, но и соответственно исполнен. Современные форматы описания цифровых шрифтов позволяют максимально детально определить как форму всех символов, так и всю необходимую метрическую информацию, все кодовые таблицы, с которыми шрифт может работать и, в добавок к этому, дополнительную разметочную информацию о символах и о шрифте в целом, которая помогает качественно воспроизводить изображения символов на устройствах с ограниченными возможностями, например на мониторе компьютера. |
Контурное описание изображения знака в главном окне программы fontlab (версия 2.5)
Окно программы fontlab для определения полуапрошей
Окно программы fontlab для определения кернинга
Окно программы fontlab для хинтовки (здесь хинты—зелёные линии) Кроме правильного построения математических описаний контуров символов огромное значение имеет точное определение в соответствии с форматом всей остальной информации, имеющей отношение к шрифту, прежде всего информации о взаимодействии шрифта с одной или неколькими кодовыми таблицами и метрической информации о символах. Вторая группа свойств включает следующие сведения о шрифте: формат представления шрифта; набор символов и допустимые кодовые таблицы, для работы с которыми может использоваться шрифт; допустимые характеристики издательской системы, достаточные для качественного воспроизведения шрифта; статистические характеристики шрифта, такие как плотность набора (усредненное количество символов на единицу длины строки), насыщенность шрифта (влияет на расход красящих материалов при печати) и многие другие параметры. Так вот, хороший шрифт от плохого отличает наличие как можно большего количества такой информации. Применение шрифта, для которого нет такой информации, возможно, однако его эффективное и уверенное использование может быть сильно затруднено и чревато самыми неприятными сюрпризами. И в заключение скажем о самом главном технологическом качестве хороших шрифтов—их надежности. По-настоящему хорошие шрифты работают всегда, когда они должны работать. Если про шрифт известно, что он, например, должен работать на любых устройствах, поддерживающих стандарт PostScript, то хороший шрифт действительно будет работать на любых устройствах. А очень хороший шрифт будет работать даже на тех устройствах, которые сами не вполне удовлетворяют объявленному стандарту. |