ОТДЕЛ НАБОРНЫХ ШРИФТОВ НИИПолиграфмаша и отечественное шрифтовое дело М. Г. Ровенский |
ОКОНЧАНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ В №2. НАЧАЛО В №1 Лаборатория наборных орнаментов и декоративных шрифтов Одновременно с изобретением книгопечатания появились украшения на печатных страницах. Известны образцы использования наборных орнаментов такими крупными деятелями типографского искусства, как Клод Гарамон, Иван Федоров, Эльзевиры, Уильям Моррис и многие другие. В оформлении печатных изданий применяются и абстрактные украшения—простейшие линейки, геометрические фигуры. Словолитни и типографии в царской России имели очень большое количество комплектов наборных орнаментов, зачастую низкого художественного качества. После революции большая часть их была переплавлена в металл. Таким образом были разработаны целые серии орнаментов для ручного набора. В серии «Слава» (худ. Н.Я.Караванский, А.Н.Коробкова) использованы лавровые и дубовые листья с советской эмблематикой. В серии «РСФСР» (худ. Н.Я.Караванский, А.Н.Коробкова, И.С.Слуцкер) взят исходный мотив—лиственный орнамент, названный «Федоровским», который употреблялся на протяжении столетий в старопечатных книгах. В серии «Белорусская ССР» (худ. А.Г.Платунова, А.Н.Коробкова) введены мотивы белорусской вышивки. В серии «Казахская ССР» (худ. А.Г.Платунова, А.Н.Коробкова, Е.Г.Бельская), в серии «Узбекская ССР» (худ. А.Г.Платунова, И.С.Слуцкер, А.Н.Коробкова), в серии «Киргизская ССР» (худ. И.С.Жихарев, Н.А.Перова), «Таджикская ССР» (худ. А.Г.Платунова), «Туркменская ССР» (худ. А.Г.Платунова), «Карельская АССР» (худ. А.Г.Платунова)—во всех перечисленных сериях использовались мотивы соответствующей народной орнаментики. Каждый наборный орнамент, основанный на элементах народного искусства отдельных национальных республик, обогащает художественное оформление издательской продукции, но его применение требует большого внимания и такта. К сожалению, эта большая работа ОНШ, потребовавшая много творческих усилий и материальных затрат, не была полностью использована и внедрена в оформительскую практику издательств. Поход в 60-е годы против «украшательства» в архитектуре сказался и на издательской практике: все это было признано «излишеством». Теоретические работы Основная работа Отдела новых шрифтов всегда состояла в решении художественно-конструкторских задач по проектированию рисунков шрифтов для типографского набора, однако вопросы теории шрифта и истории развития типографского дела также требовали внимания и изучения. Вопросы проектирования и анализ художественного качества шрифта. Практическая деятельность по созданию новых рисунков шрифта требует теоретического исследования, познания эволюции шрифтовых форм и закономерностей их развития. Проводились также и параметрические работы, связанные с различными видами и требованиями проектирования и эксплуатации шрифтов. На основе обобщения отечественного опыта по освоению и использованию зарубежных разработок шрифтов Ф.Ш.Тагиров написал работу на тему «Технологический процесс разработки рисунков копируемых шрифтов». В 1946 году в журнале «Полиграфическое производство» была опубликована статья Ф. Ш. Тагирова «Состояние и перспективы развития печатных шрифтов в СССР». Значительное теоретическое исследование провел Ф.Ш.Тагиров в своей статье «Язык, письменность, шрифт», опубликованной в сборнике «Проблемы рукописной и печатной книги» (М., 1976). Рассматривая вопросы взаимосвязи языка, письменности и шрифта, он пришел к выводу, что «...существует закономерная связь письменности с языком, шрифта с письменностью...» Психофизиология восприятия и удобочитаемость шрифтов Изучение законов зрительного восприятия шрифтов позволяет определить их удобочитаемость как основной показатель качества текстового шрифта. При определении удобочитаемости шрифта нужно учитывать не только легкость распознавания графем, но и пластическое решение шрифта, его художественную форму, эстетику восприятия. В 1945 году профессором В.А.Артемовым и Е.Н.Меллер был составлен обзор экспериментальных работ и исследований в области удобочитаемости шрифтов за период 1935–1945 годы. Наряду с этими исследованиями в ОНШ велись работы по определению величины допусков на межбуквенные пробелы, по установлению зависимости удобочитаемости текстового шрифта от формата полосы набора, по определению пределов использования одного базового рисунка для изготовления пуансонов нескольких кегелей и многие другие. Работы по исследованию опыта в вопросах искусства шрифта и при проектировании типографских шрифтов В 1950–1957 годах под руководством Ф.Ш.Тагирова в отделе была проведена работа по обобщению опыта ведущих мастеров книжного оформления в области искусства шрифта и исследования по вопросам проектирования типографских шрифтов, разрабатываемых художниками отдела. Г.А.Банникова в своем отчете «Процесс проектирования Банниковской гарнитуры» поделилась опытом критического использования исторического наследия при создании своей гарнитуры и прослеживает поиски основного различия между типами шрифтов, рассматривая вопросы классификации. Н.Н.Кудряшев в своем труде «Опыт проектирования текстового шрифта для набора газет» рассказал о первом опыте по разработке отечественного газетного шрифта и сформулировал основные требования, которым должны отвечать газетные шрифты. М.Г.Ровенский в своем исследовании «Шрифт в книжном оформлении Д.А.Бажанова» описал мастерство графических работ Д.А.Бажанова в книжном оформлении, его индивидуальную манеру рисунка шрифта—«Бажановский почерк» и возможность использования рисунка его шрифта для разработки типографской гарнитуры. Выпуск информационных проспектов В Отделе новых шрифтов по мере разработки новых типографских гарнитур возникла необходимость выпуска информационных материалов для ознакомления типографий и издательств с новыми шрифтами, а также для использования этих шрифтов в издательской практике. Особо выделяются по оформлению проспекты, сверстанные по макетам самих авторов—создателей типографского шрифта. Информационный проспект к гарнитуре Акцидентная Телингатера решен по макету С.Б.Телингатера. Признанный мастер искусства книги, долгие годы занимающийся графикой типографского шрифта, показал различные возможности применения своего шрифта в печатной продукции. Известный оформитель книги, мастер каллиграфического шрифта П.М.Кузанян представлен двумя проспектами: к гарнитуре Титульная Кузаняна для строкоотливного, крупнокегельного «СК» и ручного набора, а также к афишно-плакатному шрифту Гранит для ручного набора. Типографский шрифт Пискаревская гарнитура, созданный одним из крупнейших ксилографов, мастером книжной гравюры и оформления книги
Н.И.Пискаревым, показан в различных текстах книжного набора в сочетании с гравюрами и заставками работы автора. Благодаря таким людям можно было выполнять нужную работу по выпуску информационных проспектов. В связи с этим необходимо вспомнить активного участника выполнения всех этих работ по выпуску информационных проспектов А.А.Оносовского. Прошедший воинскую службу матросом, а затем работавший в типографии печатником, он обладал огромной трудоспособностью и любовью к труду. В процессе подготовки к изданию очередного проспекта он доставлял в типографии матрицы типографских гарнитур с набором и сам помогал печатнику готовить печатную форму. Последние годы своей работы в ОНШ он стал мастером-фотографом и добивался блестящих результатов в процессе подготовки оригиналов рисунков шрифта к дальнейшей разработке. Он остался в памяти всех его соратников по работе! |
Наборный орнамент из проспекта–инструкции Советский наборный типографский орнамент, (серия №6), Москва–1959 Наборный орнамент из проспекта–инструкции Советский наборный типографский орнамент, (серия «БССР»), Москва–1961 Лицевая сторона проспекта Новая журнальная гарнитура, Москва–1973 Обратная сторона проспекта Новая журнальная гарнитура, Москва–1973 Лицевая сторона проспекта Гарнитура «НЕВА», Москва–1973 Обратная сторона проспекта Гарнитура «НЕВА», Москва–1973 Лицевая сторона проспекта Гарнитура акцидентная ТЕЛИНГАТЕРА, Москва–1971 Лицевая сторона проспекта Титульная гарнитура «ЛИДИЯ», Москва–1971 Обратная сторона проспекта Титульная гарнитура «ЛИДИЯ», Москва–1969 Лицевая сторона проспекта Афишно–плакатный шрифт «ГРАНИТ», Москва–1966 Обратная сторона проспекта Афишно–плакатный шрифт «ГРАНИТ», Москва–1966 Лицевая сторона проспекта Гарнитура «НАСХИ КНИЖНЫЙ», Москва–1971 Обратная сторона проспекта Гарнитура «НАСХИ КНИЖНЫЙ», Москва–1971 |
Персоналии Теперь , рассматривая деятельность Отдела наборных шрифтов за весь обозримый более чем пятидесятилетний период (1938–1993), нужно признать, что сложившийся коллектив работников отдела сохранил традиции русского типографского шрифта и старался использовать в своей работе мировой опыт развития типографского искусства. |
|
Ф.Ш.Тагиров, основавший и многие годы возглавлявший отдел, прошел школу Фаворского в двадцатые годы во ВХУТЕМАСе. Обладая обширными знаниями и широким кругозором, он разрабатывал большой круг вопросов по проектированию новых типографских шрифтов и технологии их производства на всех этапах в процессе освоения. Тагирову принадлежит приоритет в создании первых в стране шрифтов особых графических форм, в частности, арабских, индийских и корейских. Он оставил ряд исследовательских работ по вопросам теории шрифта и истории развития типографского дела. Тагиров пользовался большим авторитетом среди художников, типографских и издательских работников. Недаром многие художники-графики называли ОНШ «институт Тагирова». В начале 60-х годов ему ампутировали ногу, но он продолжал работать до 1978 года. |
|
Н.Н.Кудряшев—первый художник отдела, взявшийся за разработку первого отечественного газетного шрифта. Он создал по разработанной им совместно с З.А.Масленниковой методике самое большое количество типографских гарнитур для различных типов изданий. Среди его шрифтов всеми признанная гарнитура Кудряшевская энциклопедическая, разработанная в 5-ти начертаниях в огромном ассортименте знаков (русских, латинских, греческих, математических, нотных, астрономических, лингвистических, готических, кириллицы, глаголицы и многих других). Ее применение в третьем издании 30-томной Большой Советской Энциклопедии принесло издательству экономию в 4 с лишним миллиона рублей. А гарнитура Словарная Кудряшева, использованная издательством «Русский язык» для набора на 124-х языках народов мира, потребовала разработки тысяч рисунков шрифтовых знаков. Кудряшев отличался необычайным профессионализмом в работе и доскональным знанием наборной техники. Он был одним из немногих проектировщиков наборного шрифта, разрабатывавшим в своих гарнитурах капительные знаки. Кудряшев обладал огромной работоспособностью и оставил после себя большое количество невостребованных замыслов и эскизов, которые могут и должны быть использованы. |
|
Г.А.Банникова прошла основательную школу как художник-график в ленинградской Академии художеств еще в 20-е годы. Профессор В.А.Левицкий, знаток истории искусства шрифта,который вел курс искусства шрифта в Академии художеств, способствовал тому, что Банникова в своих творческих замыслах пыталась раскрыть художественную ценность типографского шрифта. В своей гарнитуре Банниковская, над которой она работала много лет, на основе тщательного изучения первых русских шрифтов петровского времени и европейских шрифтов эпохи Возрождения Банникова создала первый оригинальный рисунок кириллического шрифта антиквенного типа, предназначенный для набора художественной литературы. Банникова теоретически и практически занималась проблемами сравнительной удобочитаемости шрифтов и различимости отдельных знаков, что нашло отражение в ее шрифтах Банниковской, Байконур, Кама. Она оставила также несколько работ по теории и истории шрифта. |
|
А.В.Щукин, один из старейших художников отдела, обладал опытом художника шрифта и обширными знаниями по эволюции типографских шрифтов всех исторических эпох. Он многое сделал на первом этапе работы шрифтовой лаборатории НИИ Наркомместпрома РСФСР по модернизации старых типографских гарнитур. Щукин хорошо знал систему «монотип» и практику наборного дела и всегда делился своим опытом и знаниями с молодыми художниками. Он принимал участие в важнейших разработках отдела, таких, как гарнитуры Литературная, Журнальная рубленая (как руководитель темы), Обыкновенная новая, Лазурского, создал оригинальный рисунок типографского шрифта Ладога, в котором форма знаков имитирует технику ширококонечного пера. Щукин обладал замечательным чувством шрифтовой формы, оригиналы его шрифтов долго еще показывали молодым специалистам как пример того, как надо работать. Кроме того, он был прирожденным педагогом, и, по отзывам многих художников следующего поколения, именно Щукин познакомил их с секретами искусства проектирования типографских шрифтов. |
Заключение В начале 90-х годов НПО Полиграфмаш, как в это время назывался наш институт, вышел из государственного сектора и стал приватизированным предприятием «Акционерное общество Полиграфмаш». Всегда в прошлом: М.Ровенский БИБЛИОГРАФИЯ
|